ДОРОГАЯ ТЫ МОЯ ЗЕМЛЯ
Налоги всё прочнее входят в жизнь крымчан. Переходный период давно закончился и полуостров полноценно живет в формате российского налогового законодательства. И большая часть консолидированного бюджета Республики Крым сегодня формируется именно за счёт налогов. Это те деньги, которые идут на выплату зарплат, обеспечение функционирования здравоохранения, школ, детских садов, строительство и ремонт объектов социальной сферы, дорог, развитие сельского хозяйства и других отраслей экономики.
О налогах в сельской местности, в частности новом для крымчан земельном налоге, о резервах муниципальных образований в наращивании собственных доходов и других актуальных темах наш сегодняшний разговор с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым Романом Наздрачёвым.
— Роман Борисович, наша встреча совпала с завершением первого полугодия 2018 года, у Вашей службы уже есть данные по объему налоговых доходов Республики Крым за этот период? Насколько стабильны доходы и можно ли крымских налогоплательщиков охарактеризовать как дисциплинированных?
— Налоговые доходы республики не просто стабильны, они имеют четкую тенденцию ежегодного роста. Я назову несколько цифр, которые, думаю, будут интересными читателям. За 1 полугодие 2018 года налоговыми органами во все уровни бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды обеспечено поступление 47 млрд. рублей доходов. Во все уровни бюджетной системы понимается и федеральный бюджет и консолидированный республиканский бюджет. Так вот, из этой суммы 10,5 млрд. рублей направлено в федеральный бюджет, более 19 млрд. – остались в консолидированном бюджете Республики Крым. Заметьте, какая пропорция – в республике остаётся почти в 2 раза больше средств, чем из Крыма уходит в бюджет общероссийский. Еще порядка 17 млрд. рублей пришлось на государственные внебюджетные фонды — обязательное пенсионное, медицинское страхование, страхование работающего населения, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Говоря про тенденцию ежегодного роста налоговых поступлений, подкреплю это несколькими цифрами. Темп роста налоговых доходов федерального бюджета на территории республики составил почти 108 процентов, консолидированного бюджета Республики Крым – около 112 процентов, страховых взносов — 105 процентов.
— За счёт чего обеспечивается этот рост? Увеличение налогов?
Нет, как известно, уже несколько лет действует мораторий на повышение налоговых ставок. Рост доходов обеспечен исключительно за счёт эффективности налогового администрирования при сохранении в первом полугодии прежних ставок по основным видам налогов. Иными словами, мы стали лучше работать и, вместе с тем, крымский налогоплательщик становится более дисциплинированным и ответственным. Это, кстати, ответ на Ваш первый вопрос.
— Пользуясь случаем, хотелось бы поговорить, что называется о земных вопросах. Причём в буквальном смысле. В этом году жителям Крым впервые предстоит уплатить земельный налог. Кто является его плательщиком, в какие сроки его необходимо заплатить и самое главное, насколько это дорого обойдется налогоплательщикам?
— В России этот налог существует уже достаточно продолжительное время, но в Крыму, Вы правы, для физических лиц введен только в этом году и будет уплачиваться гражданами за 2017 год. Теперь по порядку Вашего вопроса.
Плательщиками налога являются граждане – собственники земельных участков. Физическим лицам земельный налог рассчитывается налоговыми органами на основании сведений, которые мы получаем из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Таким органом на территории Республики Крым является Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым более известный как Госкомрегистр. К началу июля мы завершили процесс массового расчета налога и он исчислен в отношении 180 тысяч земельных участков. Первыми плательщиками станет 141 тысяча жителей республики. И плательщиков, и земельных участков в республике, конечно, больше, поэтому база таких налогоплательщиков еще дополняется.
Хочу обратить внимание, что в этом году расчет налога ведется исходя из нормативной, а не кадастровой стоимости земельных участков. Расчет осуществляется по простой формуле: стоимость земельного участка умножается на ставку установленную муниципальным образованием и умножается на срок пользования (количество месяцев владения участком в календарном году). Ставку земельного налога устанавливают депутаты муниципального образования. Например, на земельный участок под индивидуальное жилищное строительство она самая низкая и не может превышать 0,3 процента от нормативной цены участка. В среднем налог на участок 6 соток составит 400-1000 рублей в год в зависимости от ставки налога и стоимости участка.
Отправка налоговых уведомлений по имущественным налогам жителям Крыма через почтовую связь началась во второй декаде июля и продолжится вплоть до конца октября. Всем, у кого зарегистрирован личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru, уведомление и квитанция поступит в электронном виде, где ее можно сразу и оплатить. Крайний срок уплаты земельного налога, такой же, как и у всех имущественных налогов — 1 декабря 2018 года. Замечу еще, что все деньги от земельного налога поступают в доход муниципального образования.
— Предвосхищу вопрос наших читателей: предусмотрены ли льготы по земельному налогу? Если да, то какие категории граждан могут на них рассчитывать?
Льгота по земельному налогу предоставляется в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади одного земельного участка, находящегося в собственности. Проще говоря, если человек подпадает под льготную категорию, то, например, из 10 соток земельного участка налог будет рассчитан только с 4 соток. Это новшество введено в Налоговый кодекс в 2017 году. Указанной льготой в виде вычета смогут воспользоваться Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий, «Чернобыльцы», пенсионеры и др. (пункт 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать дополнительные льготы.
— Уже сложилась практика предоставления таких льгот в Крыму? И как ее получить?
Да, муниципальные образования, как правило, устанавливают дополнительные льготы для многодетных семей и малообеспеченных граждан, а также освобождают пенсионеров от уплаты налога в полном объеме вне зависимости от площади земельного участка. Все льготы носят заявительный характер, то есть для её получения необходимо подать заявление в любой налоговый орган.
— Вы отметили, что деньги от земельного налога поступят в местный бюджет, т.е. в бюджет конкретного в каждом случае муниципального образования. Вы можете сказать, за счет каких налогов формируется доходная часть муниципальных бюджетов?
Я назову несколько цифр, по итогам первого полугодия 2018 года. Они характерны и для других периодов. В доходы местных бюджетов за 6 месяцев этого года поступило почти 4,5 млрд. рублей налогов, сборов и иных обязательных платежей. И вот из чего складывается эта сумма. Главным источником доходов муниципалитетов остаётся НДФЛ – 3,3 млрд. рублей. Это почти 80% всех налоговых доходов местных бюджетов. Земельный налог на юридических лиц, который уже действует в республике, добавил в муниципальную копилку немногим меньше 260 млн. рублей. Налог на совокупный доход, это группа налогов так называемых специальных налоговых режимов, дала еще около 640 млн. руб. или более 14 процентов от всех доходов.
— Как Вы считаете, на что в нынешних экономических условиях необходимо обратить внимание главам муниципалитетов с точки зрения увеличения налогооблагаемой базы? Где кроются резервы повышения собственных доходов местных бюджетов?
К сожалению, не все наши муниципалитеты заинтересованы в расширении налоговой базы. Основную часть муниципальных бюджетов, как мы с Вами уже увидели, составляет, налог на доходы физических лиц – НДФЛ, а также платежи от применения специальных налоговых режимов. Увеличение поступлений этих налогов, невозможно без легализации получаемых доходов граждан и предпринимателей, причем любых доходов, как в денежной, так и в натуральной формах.
Любой глава небольшого муниципалитета, знает, чем и за счет чего живет население вверенной ему территории. Например, в сельской местности – это сезонные работы и плата за аренду паев, оказание услуг фермерским хозяйствам и т.д. Но в поле зрения налоговой службы такая категория граждан полноценно попадает не всегда. Мы проводим контрольные мероприятия и они очень действенны, но охватить всех налоговая служба просто физически не в состоянии. Как бы активно мы это не пропагандировали, все хотят получить прибыль здесь и сейчас, а не делать перспективные вложения в старость.
Важно понимать, что возможности муниципалитетов с местными органами внутренних дел гораздо перспективнее. Необходимо активнее вовлекать граждан в процесс декларирования своих доходов, полученных от иных источников, кроме заработной платы по основному месту работы.
Приведу другой пример для курортных регионов. Нас иногда критикуют, что мы недостаточно привлекаем к налогообложению граждан, сдающих жилье в наём. Но опять же, без активности муниципалитетов налоговая служба не может максимально применить механизмы налогового контроля пока недобросовестные налогоплательщики не станут понимать, что без уплаты налогов их осуществление деятельности на данной территории станет невозможным.
Всё, что я назвал — это существенный пласт доходов и серьезный потенциал для экономического роста территорий, к которому в скором времени подключатся доходы от земельного налога физических лиц, а ещё чуть позже и налог на недвижимость. Приведу пример. В 2017 году муниципальные образования Московской области только от земельного налога на физических лиц получили более 10 млрд. рублей. В Республике Крым пока в этом году ожидается немногим больше 100 миллионов. При этом, поверьте, потенциал земельного налога в Крыму, мягко скажем не намного уступает другим российским регионам. Только вся земля, все доходы граждан, а в последствии и недвижимость, должны быть оформлены. И роль муниципалитетов в этом одна из ключевых. От НДФЛ и имущественных налогов муниципалитеты Московской области получают 119,5 млрд. рублей. Да, это при превышающем в 3,5 раза количестве населения области. Но доходов по названной группе налогов у муниципалитетов там больше, чем в Крыму в 20 раз! Одним словом, селам и городам республики еще есть с чем работать совместно с нами.
Справедливости ради надо сказать, что большинство муниципалитетов Крыма тесно сотрудничают с территориальными налоговыми органами, но к сожалению, не всегда помогают нам именно в вопросе расширения налоговой базы, то есть легализации того объема денежных потоков, который вращается на данной территории и которые в виде уплаченных налогов опять же будут участвовать в развитии данного региона. Над этим мы работаем, есть основания полагать, что результаты будут значимыми, особенно по итогам нынешнего курортного сезона. Только совместными усилиями с муниципалитетами мы сможем заметно увеличить доходы крымских территорий, а значит и всей республики.
Евгений Нечепуренко