• Телефон редакции: +7(3652)32-30-37
  • Моб.тел: +7978-082-46-92
  • Email редакции:gvardsovet@bk.ru
  • Адрес редакции: 297513, Республика Крым, Симферопольский р-н, пгт Гвардейское, ул. Карла Маркса, д. 63
  • ОСТАВИТЬ ОБРАЩЕНИЕ

Что нужно знать самозанятым.

27 ноября 2018 года президент подписал пакет законов, определяющих принципы налогообложения для самозанятых граждан.

Цель закона о самозанятых — легализация деятельности тех, кто работал «сам на себя» и учет их профессиональных доходов. Закон о самозанятых прежде всего был принят для того чтобы вывести их из тени.

Кто может стать самозанятым? В принципе, любой желающей, если он самостоятельно оказывает трудовые услуги, и соблюдает определенные условия, о которых речь пойдет чуть дальше.

Кому подойдет такой вариант работы? Соседу по даче, который за определенную сумму помогает кому-либо ухаживать за огородом, собирать урожай. Работающим без договоров репетиторам и няням, мастерам по вызову, изготовителям и реализаторам собственной продукции (например, кондитер на дому) и так далее.

Зачем нужно легализовать бизнес и выходить «из тени»?

Кроме очевидной необходимости не нарушать закон, можно привести еще несколько причин для того, чтобы стать самозанятым:

— вы не будете тратить деньги на штрафы и пени.

— не будете терять время и средства на судебные разбирательства.

Будете спокойно и уверенно работать бизнес — легальный бизнес не закроют и не приостановят, а значит риск потери дохода будет минимален.

Вы сможете официально подтверждать свои доходы от ведения бизнеса (например, для того чтобы получить кредит).

В отличие от индивидуальных предпринимателей, самозанятым не надо предоставлять налоговые документы в ФНС. Учет прибыли, документация и отправка данных в ФНС будет осуществляться в специальном приложении «Мой налог».

Согласно закону, сегодня вы можете зарегистрироваться как самозанятый, если…

Зарегистрироваться как самозанятый и воспользоваться специальным режимом налогообложения вы можете, если для вашей деятельности выполняются следующие  условия:

— вы работаете или оказываете услуги самостоятельно.

— на вас не работают сотрудники, нанятые по трудовому договору.

— ваш вид деятельности не относится к запрещенным в Законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ Статья 4.

— ваш доход составляет не более 2.4 млн рублей в год, то есть в среднем не более 200 тысяч в месяц. При этом налог на профессиональный доход не может быть совмещен с другими системами налогообложения, что важно для ИП, имеющих право переходить на упрощенные системы.

При этом, вы можете перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) находясь как в статусе физического лица, так и в статусе индивидуального предпринимателя (ИП).

Кто не может быть самозанятым

Зарегистрироваться в качестве самозанятого и использовать налоговый спецрежим у вас не получится, если ваша деятельность входит в список видов деятельности, отраженных в статье 4 закона N 422-ФЗ от 27.11.2018 г.

Воспользоваться специальным режимом налогообложения не получится, если ваша деятельность относится:

— к реализации подакцизных и маркируемых товаров;

— перепродаже товаров и прав на них, за исключением тех, которые использовались в личных целях;

— добыче и реализация газа, нефти, угля, торфа и прочих полезных ископаемых;

— посредничеству;

— услугам доставки, когда прием платежа происходит в пользу иных лиц (кроме случаев, когда продавец выдает ККТ-чек);

— продаже транспортных средств, недвижимости;

— сдаче в аренду нежилых помещений;

— предоставлению услуг нотариуса, арбитра и прочая лицензируемая и регулируемая иными законами деятельность.

В этих случаях предпринимателю будет необходима регистрация ИП и использование налоговых режимов и налоговых ставок для индивидуальных предпринимателей.

Важно отметить, что если деятельность не отнесена к запрещенной для самозанятых, можно считать ее разрешенной и подать документы на регистрацию в качестве самозанятого в ФНС.

Налоги для самозанятых

Новый налоговый режим существует и работает уже больше года. Но даже спустя такой срок, у многих остаются вопросы: как рассчитываются налоги, нужно ли платить страховые взносы, где получать социальную помощь, и как, собственно, заплатить налоги для самозанятых.

Ставка налогообложения самозанятых зависит от их заказчиков. Например, при работе с юрлицами это 6% от суммы заработка, а вот если услуга оказывалась физическому лицу, то всего 4%. Другие налоги с этого дохода не платятся, за исключением НДС при ввозе товара на территорию России.

Страховой пенсионный взнос в данный налог не входит: самозанятые могут вообще ничего не отчислять в пенсионный фонд. В этом случае самозанятые могут рассчитывать только на социальную пенсию по достижению старости и на то количество пенсионных взносов, которые они внесли в фонд добровольно.

Зато отдельных взносов в фонд обязательного медицинского страхования не требуется – он уже включен в налог, и медицинскую помощь самозанятый будет получать в полном объеме.

Лицо, зарегистрированное как самозанятый гражданин, может параллельно работать по трудовому договору, однако во избежание массовых увольнений текущих сотрудников запрещено оказывать любые услуги бывшим работодателям или заказчикам по ГПХ в течение двух лет после увольнения.

Налоговый вычет для самозанятых

Зарегистрированным самозанятым полагается единовременный налоговый вычет: сумма вычета составляет 10 000 рублей. Естественно, получить эти средства на руки самозанятый не сможет. Этими средствами будут гаситься ежемесячно начисленные налоги. Какой процент налога будет погашен, приложение рассчитает автоматически. Получить такой налоговый вычет можно один раз в жизни.

Где встать на учет и зарегистрироваться в качестве плательщика налогов?

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно несколькими способами:

— через специальное приложение «Мой налог» — это официальное приложение ФНС, доступно для скачивания в GooglePlay и AppStore.

— личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС

— личный визит в ФНС по месту регистрации для заключения договоров.

Через кредитные организации или банки, где будет использоваться усиленная цифровая подпись банка. Заявление будет сформировано и передано в ФНС самим банком.

Самым простым и удобным способом постановки на учет будет являться приложение «Мой налог». Для нормальной работы, учета доходов и ежемесячной уплаты налогов, в приложении необходимо зарегистрироваться.

Как это сделать?

Скачать, установить (на мобильный телефон или планшет) и открыть приложение «Мой налог» в AppStore или GooglePlay, или установить на компьютер веб-версию приложения.

Будьте осторожны, и скачивайте только официальное приложение ФНС. В некоторых сторонних магазинах приложений уже появились мошеннические копии, не являющиеся официальными!

Подтвердить номер телефона, на который будут приходить уведомления

Выбрать тип регистрации — по паспорту или через личный кабинет налогоплательщика

В зависимости от вашего выбора, произвести необходимые действия, а именно

Ввести ИНН и пароль от личного кабинета, если вы выбрали этот вариант входа;

Сфотографировать встроенной в приложение камерой паспорт и свое лицо для сверки данных.

Подтвердить регистрацию в качестве самозанятого лица

Настроить доступ к приложению — в зависимости от модели используемого телефона

Завершить регистрацию

После регистрации в приложении, вы сможете начать работу: фиксировать свои доходы, формировать чеки и отправлять их заказчикам. Приложение самостоятельно будет отправлять копии электронных чеков в ФНС, и на основании данных приложения, рассчитывать ежемесячную сумму налога без необходимости подавать декларацию и сдавать отчетность. Каждое 12-е число месяца вы будете получать уведомление, а уплату налога нужно будет произвести до 25 числа.

В приложении вы сможете самостоятельно формировать справки о доходах, если возникнет такая необходимость. Кроме этого, вам будут доступны и инструменты аналитики для анализа собственной коммерческой деятельности.

Те, кто переходит на спецрежим НПД в статусе ИП, нужно помнить об одной важной вещи: после завершения процедуры регистрации, предприниматель обязательно должен подать в налоговую инспекцию уведомление об отказе от применения спецрежима налогообложения, который ранее применялся к ИП (УСН, ЕСХН). Для каждого из этих спецрежимов нужно заполнить свою особую форму — получить ее можно отделении ФНС по месту жительства. Подать это уведомление нужно в течение первого месяца со дня регистрации в качестве самозанятого.

Тем ИП, кто раньше работал по ОСНО, подавать такое уведомление не нужно.

Нужна ли онлайн-касса для самозанятых в 2021 году

Этот вопрос подробно рассмотрен статье Закон о самозанятых: кому нужны онлай-кассы».

Будут ли штрафовать самозанятых?

Закон о самозанятых очень лоялен к самозанятым, и дает очень широкие возможности избежать штрафов, связанных с осуществлением деятельности. Но всё таки случаются ситуации, в которых штрафовать самозанятых всё-таки придется.

Для того чтобы избежать штрафов, нужно четко помнить: чек должен быть оформлен и передан заказчику в момент расчета, неважно, платит ли клиент наличными деньгами или использует для расчетов банковскую карту. При расчетах в безналичной форме (например, перевод денег со счета заказчика на карту самозанятого) чек должен быть сформирован и отправлен заказчику в электронном виде не позднее 9 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. Такой чек формируется в приложении «Мой Налог».

Что делать, если вы забыли внести сумму и выдать чек? В мобильном приложении «Мой налог» можно в любое время указать фактическую дату осуществления расчета, даже если такая дата уже прошла. Этот расчет будет автоматически включен в сумму налога в следующем налоговом периоде.

Нарушение налогоплательщиком установленных Федеральным законом самозанятых порядка или сроков передачи в ФНС данных о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров, работ или услуг наказывается штрафом в размере 20 % от суммы такого расчета. Если такое нарушение повторяется в течение шести месяцев, будет взысканы суммы штрафов в размере полной суммы такого расчета.

Нужно отметить, что из-за возможных сбоев в приложении «Мой Налог» никаких санкций не последует. Эта ситуация описана и закреплена в тексте закона. Если в мобильном приложении «Мой налог» вдруг произойдет массовый сбой, и из-за этого не получится передать чек или заплатить налог, то все можно сделать после того, как сбой устранят, например, на следующий день.

Как видно, спецрежим для самозанятых — очень интересный, и к тому же один из самых удобных льготных режимов для мелкого предпринимательства. Его однозначно стоит применять тем, кто только начинает работать сам на себя без открытия ИП — легализоваться, платить налоги и спать спокойно. Его стоит применять и тем, кто раньше зарегистрировался как ИП, но его деятельность вполне подходит под требования спецрежима НПД.

Как удобнее работать: оставаться в статусе физического лица или зарегистрироваться как ИП и использовать режим НПД?

Самозанятое физлицо может работать, принимать платежи наличными деньгами или в электронной форме (переводом на счет физлица или переводом с карты клиента на свою карту). Все эти транзакции отражаются в приложении «Мой налог», там же формируются электронные чеки для отправки клиентам. Принимать платежи картой физлицо не сможет, так как не имеет права открывать РКО в банках и подключать услугу эквайринга.

У ИП на НПД в этом отношении возможностей больше. Как юрлицо, он может открыть расчетно-кассовое обслуживание в банке, подключить услугу эквайринга и принимать платежи по карте на свой расчетный счет в банке. Кроме того, ИП может использовать онлайн-кассы для приема платежей и выдавать клиентам бумажный чек по запросу — это повышает лояльность клиентов.